|
|
Из истории плюшевого мишки.
Когда же был создан плюшевый мишка? Оказывается, у него даже есть собственный день рождения- 27 октября. Впервые мишка был создан русским эмигрантом в США Моррисом Мичтомом, владельцем магазина игрушек в Нью-Йорке, и его женой, в честь президента Теодора Рузвельта. В конце 1902 года Рузвельт на охоте пощадил медвежонка. Это событие не обошло внимание общественности и даже стало поводом для шуток. В газете была опубликована карикатура, где делегация медведей требовала от Рузвельта заключить с человечеством пакт о ненападении. Она-то и попалась на глаза Моррису. Его жена Роуз изготовила первого игрушечного медвежонка по подобию персонажа из карикатуры. Его назвали «Медвежонок Тедди»,
ласкательный вариант от Теодор. Желающих приобрести игрушку оказалось очень много, Моррис обратился к Рузвельту с просьбой дать его имя новой игрушке и получил согласие. В 1903 году эмигрант из России основал компанию Ideal Toy Company, которая занялась выпуском медвежат. В этот же период независимо от Мичтома похожий мишка был изобретен в Австрии Маргарет Штейф. У ее игрушки двигались голова и лапы. В 1903 году австрийские медвежата стали экспортироваться в США. Успех плюшевых медвежат был грандиозным. Однако официально Мичтом не является автором этой игрушки, своевременно он не оформил авторских прав на мишку Тедди. В результате, в начале ХХ века практически во всех странах мира были созданы компании, выпускающие медвежат. Плюшевый мишка не оставил равнодушными писателей и музыкантов всего мира. Написано огромное количество книг, где главным героем является плюшевый медвежонок, самая известная из них, конечно, сказка английского писателя Александра Милна "Винни-Пух", впервые изданная в 1926 году. По ней были сняты любимые всеми мультфильмы: в 1926 году Уолт Дисней снял первый фильм о Вини-Пухе, а в 1975 о нем же был создан советский мультик. Официальный рынок коллекционных медведей сформировался 20 лет назад, когда аукционные дома стали регулярно проводить специальные торги. Владельцы плюшевых коллекций с начала восьмидесятых годов придумали своей страсти научное название – арктофилия. Тогда и самих коллекционеров стали называть арктофилами. Серьезно рассуждая о художественных достоинствах экспонатов своих коллекций, о выгодном вложении капитала, арктофилы, зачастую, просто не способны расстаться с любимыми игрушками, которые часто хранят с детства. Эксперт аукциона Christie`s Лейла Маньера не раз упоминала в прессе о том, что довольно часто продавцы в последнюю минуту отзывают медвежат с аукциона, настолько пугает их расставание со своими игрушками.
Цены тоже часто не подчиняются логике. Например, медвежата британской компании
«Bing» гораздо более редкие, чем мишки немецкой компании
«Steiff», остаются менее любимыми коллекционерами и стоят дешевле. Интересно, что среди арктофилов много представителей сильного пола – ведь медведь не кукла, играть в него не зазорно и мальчику, а коллекционировать – и мужчине. И даже полковнику.
Например, самый дорогой медвежонок в мире, выпущенный фирмой
«Steiff», принадлежал британскому полковнику Бобу Хендерсону. В 1994 году медвежонку полковника исполнилось 90 лет от роду. В том же году под именем Teddy Girl (Тедди девочка) медвежонок был продан на аукционе Christie`s за 110 тыс. фунтов стерлингов.
Один из самых дорогих лотов на торгах аукциона Christie`s был черный медведь фирмы
Steiff. После гибели "Титаника" 14 апреля 1912 года, когда Европа и Америка были в трауре, Компания Steiff предприимчиво выпустила 50 дюжин черных мишек. Траурный мишка довольно большой (высота 50 см), предварительно был оценен в 20-30 тыс. фунтов. В 2000 г. на аукционе Christie`s черного мишку времен гибели «Титаника» купили за 150 000 евро.
Еще один редчайший медвежонок – мишка-термос от
Steiff. В его брюшко вкладывается металлическая емкость для кипятка, а прореха зашнуровывается. Медведь-термос оказался штукой довольно непрактичной, с 1907-го по 1914 год их выпустили всего 90 экземпляров – зато теперь за ними охотятся коллекционеры. Он стоит 15-20 тыс. фунтов.
Мишка фирмы Steiff высотой 118 см по прозвищу Teddy Roosevelt Pooh, обладающий всеми признаками, характерными для ранних изделий фирмы: горбатая спинка, вытянутая мордочка, очень длинные передние лапы, из лохматого мохера золотисто-коричневого цвета и со стеклянными глазками, был оценен в 10-15 тыс. фунтов.
На торги выставлялся разноцветный медведь-клоун с часами внутри от фирмы Cramer, производства 1929года. (предварительная оценка в 1-1,5 тыс. фунтов)
Медведь из редкого турецкого плюша бирюзового цвета от фирмы
Farnell, конца 1920 года, выставлялся на торги аукциона Christie`s по предварительной цене в 1,5-2 тыс. фунтов.
Однако никогда нельзя прогнозировать, какой из выставленных на торги медвежат окажется дороже. Ведь даже при массовом фабричном производстве у всех мишек почему-то получается разное выражение физиономии, поэтому для арктофила решающее значение может иметь не редкость предмета, его сохранность или ликвидность, а неожиданное душевное движение навстречу этому трогательному плющевому существу.
Между тем антикварные мишки быстро разлетелись по коллекциям, и поиском раритетов стало заниматься все сложнее. Фирмы, производящие игрушки, смогли найти альтернативные пути для удовлетворения вкусов и потребностей коллекционеров. Появились художники, вручную создающие уникальных медведей и продающие их исключительно на специализированных выставках и фестивалях. Иногда знаменитые компании покупают у авторов дизайн и производят великолепные экземпляры тиражом до 1500 штук. Другие фирмы, среди которых старейшие немецкие «Штайф», «Гебрюдер Херманн» и французская «Мартиль и Пинталь», стали делать мишек под названием Replica Bear, то есть изготовленных по образцам ранних лет. За каждым таким медвежонком своя история, хорошо известная коллекционерам.
|
|