новости|обо мне |живопись|батик|авторские мишки |разное|публикации |магазин |контакты

 

        

Бобровский Григорий Михайлович  

1873 - 1942

 

Художник, преподаватель, Академик живописи с 1916г.

Член Ленинградского Союза художников

Григорий Михайлович Бобровский родился в семье священника в Витебске. Следуя традиции, родители определили его на учебу в Витебскую духовную семинарию, которую будущий художник окончил в 1891 г. Учился в Академии художеств с 1893 г. у И.Е. Репина, окончил в 1900 г. со званием художника за картину "Вечер". Чтобы заработать средства для занятий в Академии, он пел в церковном академическом хоре. Учебу смог продолжить благодаря Репину, выхлопотавшему ему академическую стипендию. Первое участие в художественных выставках датируется 1898 г., когда на традиционной весенней академической выставке были выставлены пейзажи, написанные в Петербурге и под Витебском. 

В 1904–1905 гг. художник совершил заграничную поездку в Париж и работал в мастерских Жюльена и Коларосси, после чего в течение нескольких лет путешествовал по художественным центрам Италии. Г.М. Бобровский был знаком Горьким и его окружением. Он писал Ф. Шаляпина и дружил С. Рерихом, Ф. Богородским, К. Коровиным, А. Рыловым, К. Горбатовым, И. Бродским и др. Имя Г.М. Бобровского не раз встречается в письмах Горького. Он работал в 1910-е годы на Капри у Горького - писал пейзажи Капри( три рисунка с видом Капри находятся в музее А.М. Горького). 

1902-1904 гг. преподавал в Харьковской Школе рисования и живописи. После возвращения в 1904 г. в Петербург преподавал в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. Участвовал в выставках с 1899 г. В 1901 г. был одним из членов-учредителей «Артели художников СПб». Был также экспонентом Московского товарищества художников (1901-1903), «Нового Общества художников» (1909), «Мир искусства» (1910-1911), «Союза русских художников» (1912-1917), группы «Шестнадцать». Работы Г. Бобровского пользовались успехом на заграничных выставках — в Брюсселе, Мюнхене(1913), Риме, Венеции(1914), Нью-Йорк(1924),Сан-Франциско, Питсбурге (1925). В 1900 г. за портрет В.Г. Чубанова на конкурсе Общества любителей художеств в Москве художник получил первую премию; в 1911 г. на выставке в Мюнхене за портрет О. Андреевой Г. Бобровский удостоен малой золотой медали, а в 1913 г. за портрет А. Прохоровой получил большую золотую медаль. Достигнутые художником успехи в портретной и пейзажной живописи стали основанием для И. Репина и В. Беклемишева ходатайствовать перед советом Академии о присвоении Г. Бобровскому звания академика.

Из художественного наследия Г. Бобровского известны картины, выставлявшиеся в разные годы в Петербурге — пейзажи «Лето», «Над рекой», «Портрет девочки», «Портрет госпожи В.» и др. (хранятся в музее Санкт-Петербургской академии искусств). В «Портрете девочки» и «Портрете госпожи В.», выполненных в духе «мирискусников», по-видимому, изображены сестры художника. Цветовые пятна расположены в них большими обобщенными плоскостями. Колорит построен на контрастных сопоставлениях белого и черного. Большое внимание уделено изображению костюма и аксессуаров, что свидетельствует об активном поиске художественной формы.

Своеобразным психологическим и декоративным построением отличается «Портрет девочки». Чтобы сосредоточить внимание на лице девочки, художник выделил его цветом и светом, все же остальное погружено во мрак. А для уравновешивания декоративных пятен на голове девочки размещен большой белый бант, который удивительно контрастирует с черными волосами. Очень выразительно написаны большие черные глаза, смотрящие на зрителя наивно и доверчиво.

Городской пейзаж, изображающий улочки европейского города   Сиены, столь любимой  в разные времена художниками, созданной в технике акварели. Приобретена она была Догадиным через В.А.Фролова  с выставки  «Союза русских художников» в 1916 году. Спустя несколько лет после окончания в 1900 г. Академии художеств в Санкт-Петербурге,  Бобровский едет сначала в Париж, а затем путешествует по Италии. В эти годы и была создана «Сиена».  Дождливый день, стены, крыши, распахнутые ставни окон городских домов, прячущиеся под зонтами прохожие, крытые повозки, ожидающие пассажиров,  – в мягких охристых, серых, синеватых тонах.

Для большинства более поздних пейзажных полотен  Бобровского характерны иные мотивы: среднерусские панорамные виды с изображением речной глади, облаками, трогательными деревцами на переднем плане. «Сиена» - это работа-впечатление, европейская по тематике и манере исполнения. характерны иные мотивы: среднерусские панорамные виды с изображением речной глади, облаками, трогательными деревцами на переднем плане.В первые послереволюционные годы участвовал в праздничном оформлении Петрограда, избирался председателем первого профсоюза художников Петрограда (СОРАБИС). В 1923 г. примкнул к АХРР, участвовал в выставках 1923, 1926, 1928 гг. Одновременно в 1921-1929 гг. преподавал во ВХУТЕИНе. С 1921 года он профессор Высшего художественно-технического учебного заведения (ВХТУЗ), декан живописного факультета Академии художеств (по 1924 г.), руководитель и класса портрета на станковом отделении, и класса рисунка на театральном отделении Академии.

В 1932 г. стал членом образованного в том же году Ленинградского Союза художников. Участвовал в крупнейших ленинградских и всесоюзных выставках 1930-х гг. Автор картин «Портрет А. А. Прохоровой» (1911), «Портрет Самойловой» (1912), «Неаполитанский порт» (1915), «Пустынный берег. Крым», «Портрет Ф. И. Шаляпина» (оба 1916), «Дорога» (1927), «Строят» (1932), «Зима. Водопой» (1933), «С. М. Киров на строительстве ЦПКО в Ленинграде», «Академик А. Ф. Иоффе в своей лаборатории» (обе 1936). После войны в 1947 г. в залах Ленинградского Союза художников состоялась персональная выставка произведений художника. Во время Великой Отечественной войны оставался в Ленинграде. Умер в январе-феврале 1942 года в блокаду от дистрофии в своей мастерской (СПб,Тучков пер.,11). Его произведения находятся в Русском музее, Третьяковской галерее Вологодской и Новосибирской областных картинных галереях, в Рыбинске, в Астраханской картинной галерее, в Музее изобразительных искусств республики Карелия,доме-музее М.Горького в Москве, в частных собраниях в России (Пермь) и за рубежом (Франция, Италия (Милан), США.

Ученики: Марк Шагал, Алексей Вольтер, Виктор Прошкин и др.

Выставки:

1898 -1900 гг. "Академия художеств" Москва, СПб

1901-1903гг.Московского товарищества художников

1909г. «Нового Общества художников»

1910-1911г. «Мир искусства» 

1912-1917гг. «Союза русских художников» 

1911, 1913 гг. Русского искусства в Мюнхене ( Малой и Большой золотыми медалями )

1914 г. 11 Венецианское биеннале 

1921 г. Ленинград: 3-я ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА ОБЩИНЫ ХУДОЖНИКОВ

1922 г. Ленинград: ВЫСТАВКА КАРТИН ШЕСТНАДЦАТИ ХУДОЖНИКОВ

1923 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ» 1918—1923

1924 г. Нью-Йорке 

1925 г. Питсбург 

 1924 г. Ленинград: ВЫСТАВКА КАРТИН «ШЕСТНАДЦАТИ»

 1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»

 1927 г. Ленинград: IV ВЫСТАВКА КАРТИН ГРУППЫ ХУДОЖНИКОВ «ШЕСТНАДЦАТЬ»

 1928 г. Москва: X ВЫСТАВКА АХРР (К ДЕСЯТИЛЕТИЮ РККА)

1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917—1932). Живопись

1934 г. Ленинград: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «XV ЛЕТ РККА» (Живопись, скульптура, графика)

 1935 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ

1936 г. Ленинград: «ПАМЯТИ С. М. КИРОВА» ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ ЛЕНИЗО

 1939 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ

 1941 г. Ленинград:

1947 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ГОРОДАХ РСФСР

 1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РАБОТ ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Персональные выставки

 1947 г. Персональные выставки. БОБРОВСКИЙ Г.М.

Некоторые из работ Академика живописи Г.М.Бобровского

  

(c)studiomb1999-2024

Используются технологии uCoz